Рекомендации по организации семейного обучения и воспитания ребенка с нарушением речи

  1. Говорите в семье спокойным голосом, неторопливо, четко, правильно, не подделываясь под неправильную речь ребенка.
  2. Спокойная обстановка в семье – это охрана слуха и нервной системы ребенка. Слух – ведущий анализатор в развитии звуковой культуры речи. Необходимо беречь орган слуха от ударов, травм, шума. Научите ребенка слушать и слышать, различать звуки окружающего мира и звуки человеческой речи.
  3. Научите ребенка брать дыхание перед речью спокойно, не шумно, не порывисто, не поднимая плеч. Дети вследствие большой эмоциональности, подражательности склонны к быстрой речи, особенно если в семье говорят быстро. Заучивайте с ребенком стихи под стук, или хлопки.
  4. Для выработки четкого произношения полезна артикуляционная гимнастика. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо пред зеркалом, ежедневно от 3 до 5 раз в день, повторяя упражнения по несколько раз, постепенно увеличивая темп и количество упражнений. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.
  5. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, положительное влияние на речь и мышление ребенка. Используйте игры и упражнения на развитие мелкой моторики (шнуровка, нанизывание бусин, перебирание крупы и зерен, пазлы, мозаики, игры с прищепками, рисунки на манке, работа с ножницами и пластилином, выкладывание из палочек, пальчиковая гимнастика, массаж кистей и пальцев рук и т.д.), подготовки руки к письму (обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях, графические диктанты, печатание букв, слогов, слов, предложений и т.д.).
  6. Недостаточное общение со взрослыми, их невнимательное отношение к речи ребенка отрицательно влияет на развитие лексико-грамматической стороны речи ребенка. Необходимо использовать игры и упражнения для обогащения словаря, для овладения навыками словообразования, изменения по родам, числам и падежам, согласования прилагательных и числительных с существительными; словоизменения при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  7. Учите ребенка связно рассказывать о занятиях в детском саду, о том, как прошел его день. Рассказывая, ребенок учится строить простые и сложные распространенные предложения с предлогами и без. Исправляйте его речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Но делайте все это не навязчиво, тактично, можно даже в игровой форме. Посещайте кукольный театр, детские спектакли, после просмотра обсудите увиденное, читайте книги и обсуждайте прочитанное. Предлагайте ребенку интересные сюжетные картины или серии картин для составления рассказов по ним. Заучивайте стихи (выбирайте не слишком сложные, соответствующие возрасту и речевым возможностям ребенка). Используйте любую минуту, чтобы пообщаться со своим ребенком.

Обучайте и воспитывайте ребенка играя:
он получит удовольствие от игры,
а вы будете радоваться его успехам!

Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Валентиенко Н.Ю.